Паскаль команды. Основы программирования

Вы находитесь в подразделе с информацией по программированию с помощью языка Pascal. Перед тем, как приступить непосредственно к программированию, следует остановиться на разъяснении некоторых моментов, которые нам пригодятся. Ведь, не зная первоначальных сведений, невозможно двигаться дальше.

У нас нет возможности написать программу словами, так как компьютер «видит» всю информацию в виде 0 и 1. Для этого язык программирования Pascal содержит набор зарезервированных слов, которые можно использовать только по назначению.

На фото изображено окно программы IDE PascalABC.Net.

Общие сведения о языке программирования Pascal

Давайте для начала определимся, что же такое язык программирования. В первую очередь-это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. А выполнить их будет, конечно же, компьютер.

Своим названием язык Pascal, который мы будем изучать, обязан французскому учёному Блезу Паскалю. Разработан язык был в 70-х годах прошлого века.

Данный язык принято считать универсальным, так как с помощью него можно решать огромное количество разнообразных задач.

Команды и операнды, используемые в Pascal

program (переводится, как «программа») — прописывается в верхней строке программы. Затем в этой же строке пишется название будущей программы, и прописывается символов «;». Например: program Summa; — название свидетельствует о том, что решение алгоритмы будет направлено на нахождение суммы чисел. Данная часть кода необязательна для написания. Обычно ее используют для наглядности, чтобы понимать, какую цель должна достигнуть программа.

Важно! «Код» — это текстовая запись программы.

integer (в переводе с английского переводится, как «целое число»)-этот тип данных используется в Pascal для определения целых чисел со знаком из диапазона [-2147483648, 2147483647]. Размер этих чисел составляет 32 бита или 8 байт. Подробнее о данных чисел мы поговорим несколько позднее.

real (в переводе с английского переводится, как «вещественный»)-этим типом данных отмечаются вещественные числа из охвата [-1.8∙10 в 308 степени, 1.8∙10 в 308 степени]. Несмотря на то, что это достаточно большие значения, значимых цифр выводится пятнадцать-шестнадцать.

Важно! Оба рассмотренных типа данных в коде, при правильном написании, загораются синим цветом.

const (в переводе с английского звучит, как «постоянная», «константа»)-в Pascal данная величина остаётся неизменной. Выглядит она следующим образом:

const N = 12;
S = 5;
pi = 3.14; //число «пи»

Данный формат записи необходимо истолковывать так, как он пишется, то есть: значение N =12, S = 5, число «Пи» = 3,14.

Важно! На математическом языке для написания числа «Пи» используется запятая, а для Pascal нужно прописывать точку.

В крайней строке мы прописали две косые чёрточки (слэш), а после него написан текст. Таким образом в Pascal пишутся комментарии. Итак, все, что написано после двух косых линий и до конца строки-это комментарии, которые программа не считывает при решении задачи. Они выделяются зелёным цветом. Данный вид написания пояснений подходит только для Pascal ABC.

Для комментариев в Turbo Pascal текст необходимо заключить в фигурные скобки. Например:{текст, помещённый в фигурные скобочки, так же как и здесь, тоже загорается зеленым цветом}. Данный вид пояснений может быть активен вплоть до закрытия скобочек.

В реальности запись постоянной величины выглядит несколько сложнее:

const N: integer = 12; //число N – целого типа
S: integer = 5; //число S – целого типа
pi: real = 3.14; //число «пи» — вещественного

После того, как задали имя каждой переменной, необходимо указать ее тип данных и только потом можно указывать не значение. Но все вышеописанное не отменяет правильности предыдущей записи const.

var (в переводе с английского «переменная»)-переменная, значение которой может изменяться в ходе решения задачи. Выглядит следующим образом:

var N, m: integer;
Q, r, t: real;

Обратите внимание, что знака «=» в данной записи нет. Сначала через запятую перечисляются переменные, относящиеся к одному типу данных, ставится знак «:» и обозначается сам тип. Значения N, m-целочисленные, Q, r, t-вешественные. В ходе выполнения программы переменные могут изменять значение в рамках рассмотренных типов значений.

Важно! Переменные описываются после того, как обозначены константы.

begin (в переводе с английского переводится, как «начинать»). Исходя из перевода, можно сделать вывод, что в Pascal данная команда говорит о начале главного блока программы. В нем записываются все нужные для получения результата операции. После begin знак точка «;» не прописывается.

end (переводится, как «конец»). В Pascal данная команда также означает завершение программы. После крайней команды «еnd» прописывается точка.

Важно! В Pascal команды begin и end могут использоваться неоднократно. Это зависит от того, сколько действий нужно выполнить в рамках задачи.

Основной блок кода будет иметь следующий вид:

begin <оператор 1>;
<оператор 2>; . . . . . . .
<оператор N>;
end.

Операторы в этом случае — это разные команды программного кода.

write (в переводе на русский «писать»). С помощью данной команды пользователь имеет возможность выводить текст, заложенный в нее, на экран. Такой текст выделяется синим. Например: write(‘этот текст выведен на экране’);

Текст, расположенный в скобках и кавычках будет выведен в специально отведенном окне. После выполнения этого действия, мы увидим:

этот текст выведен на экране

Есть ещё один вариант использования команды write. Его используют для вывода на экран числового значения, например, S=50 кв.м, то получаем:

write(‘Величина площади равна: S = ‘, S);

В окне вывода высветится:

Величина площади равна: S = 50

Для вывода единиц измерения вместе со значением переменной S, получим:

write(‘Величина площади равна: S = ‘, S, ‘ кв.м’);

Соответственно в окне вывода будет:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

writeln — аналогично предыдущей команде, будет выводить данные на экран. Но все же есть несущественное отличие. После writeln курсор автоматически переключается на следующую строку.

read (переводится, как «читать»). Следовательно, данная операция означает чтение или ввод данных. Выглядит она так: read (N)-требуется ввести значение N, где N может принять любое значение. К примеру, нам нужно записать возраст человека. Предложим, что ему 32 года, тогда вот, что получится:

var
Year: integer;
begin
writeln(‘Каков Ваш возраст?’);
write(‘ Year = ‘);
readln(Year);
{ Вводим целое число лет }
write(‘Мой возраст ‘, Year, ‘ года’);
{ Здесь выводим результат }
end.

В верхней строке размещен сам вопрос «Какой Ваш возраст?»; далее выводим «Year=». Затем с помощью оператора readln требуется ввести цифру возраста. В поочередной последовательности выводим данные «Мой возраст», «32», «года». Готово! В окне вывода получим:

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

readln — имеет такое же значение, что и read, с разницей перевода на новую строку.

Это только первые шаги на пути к познанию языка программирования Pascal. В следующей статье мы будем работать с нашей первой программой.

Ссылка на основную публикацию