Random в Pascal: примеры

Рандом в Паскале — это опция с помощью, которой программа может генерировать и получать для своей деятельности случайные числа. Чаще всего данную функцию используют в Паскале для работы с массивами. При этом диапазон заданного числа можно отрегулировать, самостоятельно посчитав разницу между диапазоном и обязательно добавив к результату 1.

На фото изображено окно программы IDE PascalABC.Net.

Также в Pascal используют randomize, зачастую происходит это совместно с рандом. Так как отдельно опция randomize будет давать постоянно одинаковое число. Данный процесс позволяет нам провести инициализацию датчика.

Цикл for уместно использовать, когда будете заполнять массив. Так как мы уже знаем, сколько в нем элементов. Индексом элементов может стать счетчик цикла.

В Паскале используют вообще два типа массивов одномерные и двумерные. Одномерные массивы, о которых и пойдет речь несут, в себе информацию о разных элементах, которые будут иметь отношение к одному типу данных. Random Pascal необходим, чтобы не приходилось постоянно задавать значение массиву.

Генератор псевдослучайных чисел не дает нам возможности проследить за алгоритмом, по которому подбираются числа. Это крайне важно, поскольку если бы тут имелась какая-то закономерность, работа программы была-бы выполнена не совсем корректно. Числа не зависят друг от друга, и мы не сможем предугадать результат, который выдаст нам такая опция.

Работа генератора случайных чисел

Для того чтобы рандом в Паскале работал программисту необходимо задать промежуток из чисел, который будет актуальным при его работе. Перед началом работы программы, необходимо описать программе функцию рандом. Random и randomize в Паскале всегда работают в совокупности, как и было это указано выше в статье. Randomize в описание вставляют сразу после begin, делают это для того, чтобы упростить считываемость кодов.

Теперь перейдем сразу к самому интересному и разберемся, как запустить генератор случайных чисел в Паскале. Примеры прописанных программ можно просмотреть в интернете и потренироваться на задачах. Нужно быть внимательным и не забыть описать randomize для генерации поистине случайного числа.

Простой пример:

var
n, i, x: integer;   
begin
randomize;  
n := random (7) + 5;  
for i := 1 to n do
begin
x := random (100) — 50;
write (x:5) end;  
readln
end.

Иначе просто от функции рандом число, полученное по итогу, будет совсем неслучайным. Часто новички прописывают команду randomize при каждой вставке random, а это является грубейшей ошибкой.

Задавать эту опцию необходимо 1 раз в самом начале написания программы.

С одномерными массивами производят сортировку. Есть три способа, как это выполнить. Рассмотрим каждый детально.

«Пузырек»:

  • Работает это по принципу – массив это вода, а его элементы пузырьки. Чем легче элемент, тем быстрее поднимается на поверхность.
  • Парные примерно одинаковые по размеру элементы сравниваются между собой. Тот который больше производит замену над напарником.
  • Так происходит в работе всего цикла, до его конца.

Метод выбора – следующий способ:

  • Элементы выстраиваются по принципу от большего к меньшему.
  • Далее минимальный элемент становиться на второе место после самого большого.
  • Так происходит и дальше с оставшимися элементами.

Последний способ – быстрая сортировка:

  • Находим средний элемент массива;
  • Добавляем к L и находим первый элемент (он должен быть больше).
  • Делаем R меньше и находим последний элемент ( он должен быть меньше).
  • Если пункт 2 меньше или равен пункту 3, то меняем их местами.

Завершение работы с рандом в Паскале

В программе Pascal есть такое понятие числа фибоначчи, подразумевает это ряд последовательности цифр, по принципу следующее число состоит из суммы двух чисел перед ним. Формулу фибоначчи необходимо применять в цикле for, в самом начале, когда прописываем элементы массива.

На фото изображен пример кода в Паскаль.

Функция рандом помогает нам сгенерировать ряд чисел в диапазоне от 0 до 1. Для того чтобы задать свой диапазон, нужно в скобках, сразу после 0 прописать эти значения цифр. Без данной опции у вас наверняка не выйдет сгенерировать число случайным способом, и точно так же каждое последующее. Потому программа Паскаль не может работать без возможности генерации незапланированных чисел.

Объявление массива несет в себе некий синтаксис. Это помогает определить число элементов в массиве. Для многомерного массива может быть использована только начальная размерность.

Получить многомерный массив можно с помощью определенной последовательности константных выражений, которые указаны в программе в квадратных скобках.

Для того чтобы работать с программой Pascal, нужно понимать значение и принцип работы рандом. На первый взгляд, выучить это достаточно легко. Но поскольку случайные числа это очень важно, нужно быть внимательным, дабы не допустить ошибку в написании программы. Генерация чисел очень увлекательна и непредсказуема, в правильно написанной программе вы никогда не сможете предугадать результат.

Ссылка на основную публикацию